Индийский эпос и философские тексты

by yogasekta

Давайте разберемся в текстах, посвященных индийскому  эпосу и философии. Это тексты посвящены тому, как устроен этот и потусторонний мир.

Начнем с крупных категорий: шрути и смрити

Шрути – “услышанное” – то, что было услышано поэтами от богов. Сюда входят веды, брахманы, упанишады

Смрити – “запомненное” – это трактаты, комментирующие веды (веданга), эпические сочинения («Махабхарата», «Рамаяна»), пураны (т.е. «древние») и итихасы ( т.е. «бывшие» – сказания о прошлом), а также дхармашастры — своды законов.

«Вся древняя литература в Индии была устной, независимо от того, рассматривалась ли она как непреходящее божественное откровение — шрути или как ограниченное человеческое знание — смрити, пользовавшееся авторитетом, только если оно не противоречит шрути».

Т. Я. Елизаренкова

Упанишады

Упанишады являются заключительной частью вед. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии.

В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Упанишады не являются систематической философией, но составляют попытку создать конструктивную теорию космоса. Цель Упанишад – помочь человеку понять истинную природу реальности. Упанишады создавались многими мудрецами (риши) в период с 8 по 3 век до н.э., а некоторые Упанишады появились уже в Средневековье.

В Упанишадах также содержится первое и наиболее полное объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия. В Упанишадах также впервые упоминается мантра «Ом шанти шанти шанти», которая является призывом к спокойствию и вечному миру.

Брахманы представляют собой пояснения к Ведам.

Эпос.

Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях. Эпические произведения Рамаяна и Махабхарата почитаются как священные книги индуизма.  Их роль сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве. Их учат наизусть и ретцитируют в храмах. Знаменитая Бхагавадгита – это с одной стороны мааааленькая главка в 18 томах Махабхараты, но в нем отражена вся соль индуизма. Это -религиозно-философское наставление в виде беседы Арджуны (эпического героя) и Кришны (аватара богу Вишну).

Пураны

Пураны – обширный раздел древнейших знаний. Как и эпос, пураны являются, по сути, энциклопедическим описанием разных сторон жизни, показанных сквозь призму индуистских принципов. Их тематическое содержание обширно – от космологии и теогонии до родословных царей и фактов реальной жизни.

Влияние пуранических традиций оказалось настолько сильным, что оно пронизало собой весь последующий индуизм

Агамы

Это очень интересный раздел древне-индийской литературы. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы. В шиваитских агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В вайшнавских агамах – верховным Богом объявляется Вишну. В шакта-агамах как верховному божеству поклоняются Шакти — супруге Шивы и божественной матери Вселенной. В каждом из этих сборников текстов объясняются богословие и философия каждого из этих направлений индуизма. К категории агам также относятся наиболее авторитетные источники по йоге и её методам.

Шиваизм

Шива – одно из центральных божеств индуизма. Ведийским предком Шивы был Рудра – зловещее стихийное божество. В пуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств.

Существенная часть культа Шивы – связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик – танцующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своей силой миры.

На базе шиваитских текстов в XI в. оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

Вишнуизм

Древним прообразом индуистского Вишну было второстепенное солнечное божество вед, соратник Индры, прославившийся своими тремя шагами, которые охватили все мироздание. Концепция Вишну включает “нисхождение” божества в земной человеческий мир: у Вишну существует 10 аватар.

Тантризм (культ Богини-Матери)

Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду (протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике.

Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда. Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Дэви вошла как супруга Шивы.

В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти – творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.

Что почитать:

  • Мифы древней Индии.  В. Г. Эраман и Э. Н. Темкин

  • Три великих сказания древней Индии. В. Г. Эраман и Э. Н. Темкин

  • Индийская Философия. С. Радхакришнан

 

Advertisements