Кем родился, тем и пригодился

by yogasekta

Изначально касты не представляли искусственную наследственную узду. Люди подразделялись естественной эволюцией на четыре больших класса: на тех, кто в состоянии предложить служение обществу физическим трудом – шудры; тех, кто служит способностью мышления, искусством в сельском хозяйстве, ремесле, торговле, в деловой жизни вообще – вайшьи; тех, кто имеет административные, исполнительские и бойцовские качества, – правители и воины – кшатрии; тех, кто созерцателен по натуре, духовно вдохновен – брахманы.

“Ни рождение, ни таинство, ни учение, ни родословная не могут решить, рожден ли человек дважды, то есть брахман ли он, – говорит Махабхарата, – на что указывает только характер и поведение”

Включение в одну из этих четырех каст первоначально зависело не от кого родился человек, а от его природных способностей, демонстрируемых целью, которую он выбрал в жизни.

Целью этой могли быть:
1. Кама – страстное желание, активность жизни чувств (состояние шудры).
2. Артха – выгода, осуществление желаний, но контролирование их (состояние вайшья).
3. Дхарма – самообладание, жизнь ответственности и правильного действия (состояние кшатрия).
4. Мокша – освобождение, жизнь духовности и религиозного учения (состояние брахмана).

Эти четыре касты воздают служение человечеству: 1) телом, 2) умом, 3) силой воли, 4) духом.
Эти четыре состояния соответствуют вечным гунам, или качествам природы, – тамасу, раджасу и саттве – неведением, активностью и просветлением.

Четыре природные касты соотносятся с гунами, как:
1) тамас (неведение);
2) тамас-раджас (смешение неведения и активности);
3) раджас-саттва(смешение правильной активности и просветления);
4) саттва (просветление).

Природа отметила каждого человека соответствием своей касте, преобладанием в нем одной или смешением двух из гун. Конечно, всякий человек обладает всеми тремя гунами, но в неравных пропорциях. Правильно определить касту, или эволюционный уровень человека, в состоянии только гуру.

Advertisements