Йога-трика Абхинавагупты

by yogasekta

По книге Пандит “Основы Кашмирского Шиваизма”

В древней Индии были распространены две системы йоги. Одну их них практиковали монахи, другую – домовладельцы.

landscape

Первая развивалась в два потока: брахманическая школа Патанджали с соответствующими правилами дисциплины, и небрахманическая система хатха-йоги, разработанная Горакхнатхой и практикуемая йогинами.

Система йоги, ставшая популярной среди домовладельцев, была разработана сиддхами, или «совершенными», реализованными йогинами. Ей оказывали покровительство великие царственные святые и брахманы-домовладельцы практиковали ее. Впоследствии она перешла в тантрические системы йоги шиваизма, вишнуизма, и позднее, с небольшими вариациями, – в буддизм. Эта йога приняла различные формы, включая кундалини-йогу южного шиваизма, систему панчаратра вишнуитов, и ваджраяну буддизма, которая до сих пор практикуется в форме ламаизма в Тибете, Непале и Монголии.

  1. Система йоги Патанджали

Система йог и Патанджали придает особое значении подавлению эмоций и инстинктов с принудительным контролем ума, обузданием чувств и соблюдением строгой дисиплины в повседневной жизни. Разновидность медитации, заключающейся в длительной концентрации на воображаемых предметах, а также на определенных энергетических центрах тела – важнейший вид практики, предписанный йогой Патанджали. Такому методу по настоящему могут следовать лишь аскеты, живущие в уединении и работающие под постоянным наблюдением и руководством опытного наставника.

  1. Хатха-йога Горакхнатха 

Хатха-йога предлагает в дополнение физические упражнения, которые могут вести к истязанию чувств, органов тела и всей физической системы. Южная система тантрической йоги усвоила методы Патанджали и добавила к ним практику подъема Кундалини и вдоль позвоночника к верхушке головы. Учителя юга не разработали отдельной системы, основанной на шиваистских доктринах, содержащихся в агамах, а приняли и переработали уже существующую систему Патанджали.

IMG_0961

Трика-йога Кашмирского Шиваизма. 

Тантрическая йога Абхинавагупты существенно отличается от всех этих систем. Она известна как Трика-йога Кашмирского Шиваизма. 

Трика-йога была распространена среди традиционных семей шиваитских святых Кашмира, и ее истины нашли выражение в таких древних работах, как Шивасутры и Спанда-Карии. Древние учителя Кашмирского Шиваизма заниались практикой йоги и прославили ее среди  дургих духовных искателей Кашмира. Самыми выдающимися среди таких учителей были философы-мудрецы Васугупта, Каллта, Сомананда и Утпаладева, все они жили в IX веке нашей эры.

Йога Абхинавагупты – система. исключительно принадлежащая к агамам. Ей не свойственны строгие запреты и подавляющая дисциплина. Она не поощряет истязание плоти и ума, или истощение чувств. Даже методы контроля дыхания (праняма), вызывающие физический дискомфорт, были запрещены Абхинавагуптой, который так говорил об этом в Тантралоке: “Не следует практиковать пранаяму, если это приводит к истязанию тела”.

Ссылаясь на авторитет своего великого наставника, Шамбхунатхи, Абхинавагупта с уверенностью утверждает, что увлечение мирскими радостями может пройти в резулььтате естественного равнодушия, вызванного благостными йогическими переживаниями. Иными словами, как только практикующий открывает внутреннее блаженство Я, все обычные удовольствия покажутся несравнимыми с этим, и поэтому больше не будут служить соблазном. Он добавляет, что принуждение может вызвать противоположную реакцию чувств.

Определение йоги в системе Трика

Согласно системе Трика , йога – это теологическая практика, помогающая достичь реализации и абсолютного единства между практикующим и Абсолютной реальностью. Слово “йога” происходит от корня “юджир”, или становится одним с”, а не от корня “юдж” – “медитировать на”, как утверждает Йогасутрабхашья.

Абхинавагупта разделяет Трика-йогу на три основные категории, известные как шамбхава, шакта и анава. Подробнее про все эти типы трика-йоги можно прочесть в книге Пандита “Основы Кашмирского Шиваизма”.

Advertisements